Как известно солнечные батареи являются основным и чуть ли не единственным источником энергии, как на МКС, так и на других объектах находящихся на околоземной орбите. Электричество, получаемое с помощью этих установок, идёт большей своей частью на локальные нужды станции (такие как освещение, работа электроники и систем жизнеобеспечения и т.д.). Их мощности (около 20-30 Кватт/час) с трудом хватает на бесперебойную работу всех модулей МКС, и то иногда бывают нарушения с подачей электроэнергии, что может привести к катастрофическим последствиям.
Принцип работы и строение
Cолнечная батарея имеет фасеточное строение-это набор тонких пластин монокристаллического
кремния (хотя применяются поликристаллические и аморфные). Элементы соединены
плоскими проводами на стекле или прозрачном пластике, с обратной стороны пластины
кремния (элементы) заламинированы полиэфирной плёнкой или специальным герметиком
для защиты от окисления контактов и влаги. Количество пластин (элементов)
зависит от принятой конструкции батареи. Панель с элементами обычно обрамляется
алюминиевым или пластиковым профилем для увеличения прочности и крепежа на
месте установки. Для вывода энергии устанавливают специальные разъёмы. На
МКС солнечные батареи расположены на “крыльях”, которые, вращаясь, изменяют
их положение для того, чтобы на рабочую поверхность попало как можно больше
солнечных лучей.
КПД батареи, т.е. какую часть солнечной энергии она может превратить в электричество,
лежит в диапазоне 10.5 – 13.5 % (в лабораториях получены результаты до 18%).
Проблемы солнечных батарей.
Однако эффективность солнечных батарей при повышении температуры понижается
и со временем падает до нуля. Не является выходом и наращивание площади «крыльев»,
так как это увеличивает парусность и гасит скорость – ведь на высоте полёта
орбитальных станций действует остаточная аэродинамика.
Перейти к энергообеспечению орбитальных станций