Работы
по международной космической станции начались в 1993. К этому моменту Россия
имела более чем 25-летний опыт эксплуатации орбитальных станций «Салют» и «Мир»,
располагала уникальным опытом проведения длительных полетов (до 438 сут непрерывного
пребывания человека на орбите), а также разнообразными космическими системами
(орбитальная станция «Мир», пилотируемые и грузовые транспортные корабли типа
«Союз» и «Прогресс») и развитой инфраструктурой для обеспечения их полетов.
Но к 1991 Россия оказалась в состоянии тяжелого экономического кризиса и уже
не могла поддерживать финансирование космонавтики на прежнем уровне. В это же
время и, в общем, по той же причине (окончание «холодной войны») в тяжелом финансовом
положении оказались создатели орбитальной станции «Фридом» (США). Поэтому появилось
предложение объединить усилия России и США в осуществлении пилотируемых программ.
15 марта 1993 генеральный директор Российского космического агентства (РКА)
Ю.Н.Коптев и генеральный конструктор научно-производственного объединения (НПО)
«Энергия» Ю.П.Семенов обратились к руководителю НАСА Д.Голдину с предложением
о создании МКС. 2 сентября 1993 председатель правительства Российской Федерации
В.С.Черномырдин и вице-президент США А.Гор подписали «Совместное заявление о
сотрудничестве в космосе», предусматривавшее создание МКС. В его развитие РКА
и НАСА 1 ноября 1993 подписали «Детальный план работ по Международной космической
станции». В июне 1994 между НАСА и РКА был подписан контракт «О поставках и
услугах для станций «Мир» и МКС». В итоге дальнейших переговоров определилось,
что в создании станции, кроме России (РКА) и США (NASA), участвуют Канада (CSA),
Япония (NASDA) и страны Европейского сотрудничества (ESA), всего 16 стран, и
что станция будет состоять из 2-х интегрированных сегментов (российского и американского)
и собираться на орбите постепенно из отдельных модулей. Основная работа должна
быть закончена к 2003; общая масса станции к этому времени превысит 450 т. Доставка
грузов и экипажей на орбиту осуществляется российскими ракетами-носителями «Протон»
и «Союз», а также американскими многоразовыми кораблями типа «Спейс Шаттл».
Головной организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американским
сегментом является ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С.П.Королева,
по американскому сегменту – компания «Боинг». Техническую координацию работ
по российскому сегменту МКС осуществляет Совет Главных конструкторов под руководством
президента и генерального конструктора РКК «Энергия» академика РАН Ю.П.Семенова.
Руководство подготовкой и проведением запуска элементов российского сегмента
МКС осуществляет Межгосударственная комиссия по обеспечению полетов и эксплуатации
орбитальных пилотируемых комплексов. В изготовлении элементов российского сегмента
принимают участие: Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» им.
С.П.Королева и Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, а также ГНП
РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения,
НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Российская академия наук, организация
«Агат» и др. (всего около 200 организаций).
Общие характеристики российского сегмента МКС
Высота орбиты 350–460 км
Наклонение орбиты 51,6 градуса
Период развертывания 1998–2003
Продолжительность эксплуатации, начиная с запуска первого элемента 15 лет
Этапы строительства станции:
Развертывание МКС началось запуском
20 ноября 1998 с помощью ракеты «Протон» функционально-грузового блока (ФГБ)
«Заря», построенного в России. 5 декабря 1998 состоялся старт космического шаттла
«Индевор» (номер полета STS-88, командир – Р.Кабана, в составе экипажа – российский
космонавт С.Крикалев) с американским стыковочным модулем NODE-1 («Юнити») на
борту. 7 декабря «Индевор» причалил к ФГБ, перенес манипулятором и пристыковал
к нему модуль NODE-1. Экипаж корабля «Индевор» выполнил на ФГБ (внутри и снаружи)
монтаж аппаратуры связи и ремонтные работы. 13 декабря произведена расстыковка,
а 15 декабря – посадка.
27 мая 1999 стартовал шаттл «Дискавери» (STS-96) и 29 мая состыковался с МКС.
Экипаж перенес на станцию грузы, выполнил технические работы, установил на переходной
модуль пост оператора грузовой стрелы и адаптер для его крепления. 4 июня –
расстыковка, 6 июня – посадка.
18 мая 2000 стартовал шаттл «Дискавери» (STS-101), 21 мая состыковался с МКС.
Экипаж осуществил ремонтные работы на ФГБ и монтаж грузовой стрелы и поручней
на внешней поверхности станции. Двигателем шаттла осуществлена коррекция (подъем)
орбиты МКС. 27 мая – расстыковка, 29 мая – посадка.
26 июля 2000 осуществлена стыковка служебного модуля «Звезда» с модулями «Заря»
– «Юнити». Начало функционирования на орбите комплекса «Звезда» – «Заря» – «Юнити»
общей массой 52,5 т.
С момента (2 ноября 2000) стыковки с МКС корабля «Союз ТМ-31» с экипажем МКС-1
на борту (В.Шеперд – командир экспедиции, Ю.Гидзенко – пилот, С.Крикалев – бортинженер)
начался этап эксплуатации станции в пилотируемом режиме и проведения на ней
научно-технических исследований.
Перейти к списку космических станций